Принято
на Совете педагогов
Утверждаю
в МДОУ детского сада № Заведующая МДОУ детского сад №
_________________________ ________________________________
протокол
№ _______________________________
«____»_____________
20 г. «____»_______________20 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о
логопедической группе
1. Общие
положения
1.1. Настоящее
положение регулирует деятельность логопедической группы в ДОУ в соответствии с
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24.07.98г. №124-ФЗ.
1.2. Настоящее
положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы МДОУ
д/с№ ___ (далее МДОУ)
в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном
образовательном учреждении, на основании Инструктивного письма Министерства
образования Российской Федерации от 14.02.2000 №2 «Об организации
логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Уставом ДОУ, положения
ДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»
1.3.
Логопедическая группа создается в дошкольном образовательном учреждении –
детском саду компенсирующего или комбинированного вида при наличии условий для
функционирования с целью:
·
организации
логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание
целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для
коррекции нарушений в развитии речи
детей (первичного характера);
·
освоения
ими дошкольных образовательных программ и подготовки
детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
1.4. Основные
задачи логопедической группы:
·
коррекция
нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие
лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
·
своевременное
предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;
·
коррекция
недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
·
активизация
познавательной деятельности детей;
·
пропаганда
логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
1.5. Деятельность
логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению
Учредителя ДОУ.
2.
Организация логопедической работы
2.1. Логопедическая
группа в дошкольном образовательном учреждении открывается на основании приказа
отдела образования Советского района и комплектуется в соответствии с Типовым
Положением о дошкольном образовательном учреждении.
2.2. В
логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в
развитии речи:
- общее
недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при алалии, дизартрии, ринолалии;
-
фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН);
- фонетическое
недоразвитие (ФН);
- заикание.
2.3. Зачисление в
логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей)
на основании заявления и осуществляется на основе коллегиального заключения
ПМПК Советского района. Обследованные воспитанники, имеющие нарушения речи,
регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки.
2.4. В
логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как
правило, дети одного возраста и уровня речевого развития.
2.5. В
логопедическую группу детей с общим недоразвитием речи принимаются дети с
алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и
подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с пяти лет. Срок
коррекционно-развивающей работы 2 года. Предельная наполняемость логопедической
группы – не более 12 человек.
2.6. В
логопедическую группу детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
принимаются дети с 5-летнего возраста с ринолалией, дизартрией, дислалией. Срок
коррекционно-развивающей работы один - два года. Предельная наполняемость
логопедической группы – не более 15 человек.
2.7. Приему в
логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети,
имеющие:
- недоразвитие
речи, обусловленное умственной отсталостью;
-деменции
органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения
зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения
общения в форме раннего детского аутизма;
- задержку
психического развития;
- фонетические
нарушения, которые могут быть исправлены на логопедическом пункте дошкольного
образовательного учреждений;
- заболевания,
которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения
общего типа.
2.8. На каждого
ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет
речевую карту.
2.9. Основной
формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые
(фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
2.10. Групповые
логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с
нарушениями речи.
2.11. Подгрупповые
и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий,
предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного
учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и
психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
2.12. Периодичность
подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого
развития детей.
2.13.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю:
- с детьми,
имеющими общее недоразвитие речи;
- с детьми,
имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов
речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
По мере
формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в
подгруппе.
2.14. Подгрупповые
занятия проводятся:
- с детьми,
имеющими общее недоразвитие речи - не менее трех раз в неделю;
- с детьми,
имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в
неделю;
2.15.
Продолжительность группового логопедического занятия:
- в старшей группе
- 20-25 минут;
- в
подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
2.16.
Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут,
продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
2.17. Между
групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными
и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.
2.18. Ежедневно,
во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию
учителя-логопеда
2.19. Выпуск детей
из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим
консилиумом образовательного учреждения после окончания срока
коррекционно-логопедического обучения.
2.20. В случаях
необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети
с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей),
направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое
учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.) или в районную психолого-медико-педагогическую
комиссию.
2.21.
Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической
группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и
заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.
3.
Руководство логопедической группой
3.1.
Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется
администрацией дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Заведующая МДОУ:
- обеспечивает
создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
- подбирает в
логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих высшее педагогическое
образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с
детьми старшего дошкольного возраста.
- обеспечивает
логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой
3.3. Повышение
уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы
осуществляется на курсах повышения квалификации, на методическом объединении учителей-логопедов
и др.
4. Права и
обязанности учителя-логопеда
4.1. В штат
муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность
учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения
речи.
4.2.
Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое
образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением
курсов переподготовки по специальности «логопедия».
4.3.
Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
4.4.
Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление
детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп для
занятий в логопедической группе, качество коррекционно-развивающего обучения
детей с нарушениями речи.
4.5.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного
образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает
рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности
ребенка.
4.6.
Учитель-логопед:
- обследует речь
детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного
учреждения;
- обследует речь
детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных
представителей) ребенка;
- проводит
регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи,
осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по
предупреждению нарушений чтения и письма;
- готовит
документы для обследования детей на психолого-медико-педагогической комиссии с
целью определения в специальные группы;
- осуществляет
взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного
образовательного учреждения;
- представляет
администрации дошкольного образовательного учреждения ежегодный отчет,
содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном
дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей
работы;
- поддерживает
связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с
учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных
учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений
для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и
врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических
консультаций;
- информирует
педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения
о задачах, содержании, работы логопедической группы;
- ведет
разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных
представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической
работы по преодолению нарушений речи;
- участвует в
работе методического объединения учителей-логопедов и педагогических советах
муниципального дошкольного образовательного учреждения;
- повышает свою
профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным
документам.
4.7.
Учитель-логопед логопедической группы дошкольного образовательного учреждения
пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного
отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными
законодательством Российской Федерации.
4.8.
Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной
платы) учителя-логопеда, работающего в логопедической группе муниципального
дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов
педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения
речи и 2 часа для консультативной работы).
4.9.
Учитель-логопед ведёт документацию:
- годовой план;
- журнал
регистрации детей, имеющих речевые недостатки;
- перспективный
план работы с детьми, имеющими ОНР и ФФН;
- расписание
занятий;
- журнал
посещаемости;
- речевые карты;
- индивидуальные
тетради для занятий с детьми;
- отчет логопеда
за год.
5.
Материально-техническое и финансовое обеспечение
5.1 Логопедический
кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.
5.2. Для
логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 20 кв.м.,
отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
5.3.
Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
5.4.
Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное
содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного
образовательного учреждения.
5.5. Для обработки
рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден
норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год
на одного ребенка с нарушениями речи.
5.6. Оплата труда
учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений
осуществляется в соответствии с Законодательством РФ, квалификационной
категории.
5.7.
Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений
повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми,
имеющими отклонения в развитии речи.
5.8. Оплата труда
воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного
учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.
5.9. Воспитателям,
младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической
группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки
(должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии
речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий